*Конха — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Благодарим Марию Пак за интервью, желаем, чтобы работа всегда приносила только радость и удовлетворение!
Главное — чтобы все было интересным и живым
В гостях у школы Мария Пак, художник-монументалист, член Московского союза художников, Союза художников России и Творческого союза художников России, доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В. И. Сурикова.
Мария преподает рисунок в родном институте, в мастерской Николая Владимировича Колупаева. Также занимается росписью храмов, написанием икон и другими творческими работами. Ее произведения впечатляют своим масштабом и красотой!
Мария, было ли у вас какое-то влияние или событие, которое определило Ваше решение стать художником?
- Моя мама работала в картинной галерее во Владивостоке, и с раннего детства я, можно сказать, жила в музее! У меня была любимая картина “Утренняя заря”. Огромное полотно! На ней изображена Богиня Зари, в потрясающем прозрачном платье, украшенном цветами. Я всегда завороженно смотрела на ее небесный полет… И наверно тогда возникло желание быть не просто живописцем, а именно монументалистом.
Рассматривали ли другие варианты в выборе профессии?
- Я нет, а родители не хотели, чтобы я была художником. Они думали, что я буду без денег и в вечной депрессии. Уговорили поступить в политехнический институт на инженерную специальность. Там я проучилась три года, поняла, что это не мое. Ушла. Поступила в художественное училище, потом в институт искусств во Владивостоке, а после, с третьего раза — в МГАХИ им В.И. Сурикова.
Можете рассказать о вашей самой сложной и значимой работе? Что именно сделало этот проект таким трудным, и какое значение он имеет для Вас как художника?
- Наверное, роспись в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Это была моя первая самостоятельная работа! Было непросто — сжатые сроки, сложный сюжет, полукруглая поверхность конхи*. Еще приходилось постоянно бегать туда-сюда, смотреть со стороны зрителя, нет ли сильных искажений. Нужно было учесть и характер старых росписей, и утраченный сюжет, и пожелания настоятеля храма протоиерея Николая Балашова. Ему я очень признательна за помощь. Мы много говорили о работе, как он понимает сюжет, что бы хотел увидеть в образах... Это помогло мне еще лучше погрузиться в работу.
А как Вы пришли к преподавательской деятельности?
- Я училась в ассистентуре, готовилась к преподаванию, нужна была практика. Мой наставник, Евгений Николаевич Максимов, направил меня в МСХШ, где я начала вести занятия по рисунку для младших и самых старших классов. Именно тогда я полюбила преподавание, особенно благодаря младшим классам. Эти одаренные дети были всегда открыты для восприятия информации. Я осознала, насколько сильна разница между уже почти взрослыми и маленькими детьми. Младший класс все схватывал на лету, выдавал результат почти сразу, рост был колоссальный! У старших прогресс был гораздо медленнее. Теперь, когда я преподаю студентам, у меня есть с чем сравнивать: в институте даже небольшой скачок за полгода — это уже успех, но только если все заинтересованы и работают на полную мощность.
Что, по Вашему мнению, является основным преимуществом или уникальным подходом Академии искусств им. Сурикова в подготовке молодых художников?
- Академический подход, он основан на “крепком” рисовании и анализе формы, на продуманной образной композиции. Мы даем сильную базу. Если студент не ленив, не прогуливает, то обязательно достигнет нужного уровня и найдет свой путь. А это уже дает свободу действий! После 2-го курса у студентов есть возможность выбора мастерской. Если вдруг понял, что это не твое направление, на старших курсах можно перейти в другую мастерскую. Я преподаю в мастерской Николая Владимировича Колупаева, и это колоссальный опыт для меня, что уж говорить о студентах — им крупно повезло. Его знания, талант, умение увлечь каждого, подать информацию легко и интересно — все это невероятно вдохновляет!
Какие темы или техники вы считаете наиболее важными для изучения на начальном этапе карьеры художника?
- В самом начале нужно научиться “крепкому” академическому рисунку, основам композиции, понимать и развивать у себя тоновые и колористические тонкости. Дальше можно выбирать любое направление! Главное, чтобы темы сюжетов были для вас интересны. Я сейчас увлечена историей России, от Рюриковичей до Романовых, это влияет и на творческую работу. Недавно делала эскизы к одному храму, и для вдохновения использовала миниатюры Радзивилловской летописи (“Повесть временных лет”).
Что Вы считаете своей главной заслугой как художника и преподавателя?
- Я преподаю более 15-ти лет, и многие мои ученики добились признания на профессиональном уровне. Горжусь своей долей участия в их обучении. Заслуга как художника…? Мои работы. Написать хорошую картину — как писателю написать хороший роман! Думаю, пару романов я точно написала, это уже достижение.
Что важнее: дисциплина или вдохновение?
- Конечно дисциплина! Нужно все время работать, иначе будет регресс. Все, что достигалось упорным трудом, можно потерять в момент. Это как занятие профессиональным спортом — расслабляться нельзя! Рука должна быть тверда, мозг — в постоянном анализе и поиске. А вдохновение, открытие, божественная удача придут во время работы.
Каковы основные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются современные художники, по Вашему мнению?
- Основная проблема любого художника — неспособность думать и анализировать, ставить правильные и интересные задачи. Все остальное — не помеха. Если ты профессионал, то работа всегда тебя найдет.
Как лично для Вас должен выглядеть успех художника?
- Найти хороший сюжет, тему и воплотить её так ,чтобы я чувствовала удовлетворение, что я сделала все, что могла ! Успех — это сильная, интересная работа, и признание коллег, чье мнение мне важно.
Что Вы думаете про Высшую Школу Искусств? Порекомендовали бы кому-нибудь учиться здесь?
- Конечно порекомендовала бы, любой процесс обучения не проходит даром! А судя по энтузиазму и подходу, в Высшей Школе Искусств интересно. В нашем деле, в деле художника, главное, чтобы все было интересным и живым, так всегда говорил мой учитель Иван Леонидович Лубенников: “...вся наша профессия посвящена тому, чтобы из мертвого сделать живое, и если это получается, значит человек может быть художником!”
Наши преподаватели помогут вам сориентироваться и подобрать программы, которые идеально подойдут для решения ваших профессиональных и творческих задач.
Планируете поступать? Мы поможем подготовиться к вступительным экзаменам