Top.Mail.Ru
ПРОБНЫЙ УРОК
Высшая
Школа Искусств
ТУТ
:
Интервью с художницей
Екатериной Кириченко
Текст: Анна Пиунова
Содержание: Екатерина Кириченко
Благодарим Екатерину Кириченко за откровенный разговор,
и желаем ей находить светлые моменты даже в самых темных цветах!

Путь обретения себя

“Искусство очень ревниво, оно всегда требует массу сил и энергии, иначе не получится стоящего произведения”, — рассказывает художник-график Екатерина Кириченко, член Союза художников России.

Она занимается эстампом — офорт, литография, иногда пишет маслом.

Екатерина, с чего началось Ваше увлечение живописью?
- Все детство я провела в мастерской дедушки, наблюдая, как он пишет. Он работал оформителем на рекламно-производственном комбинате. Выполнял заказы для магазинов, ресторанов, создавал эскизы и оформительские работы. Живопись была его увлечением, а в трудные годы – способом заработка. С этого начался мой путь в искусстве.
Думали ли Вы о других профессиях, когда выбирали свою?
- Рисовала я очень много до подросткового возраста, потом на некоторое время забросила. Когда настал момент выбора профессии, я не знала, чем хочу заниматься дальше. Моя семья решила, что мне лучше идти на экономический факультет. В результате много времени ушло, а с экономикой так и не заладилось. Но чудесным образом мне выпала возможность ходить на занятия вольным слушателем в Академию архитектуры и искусств, куда я в итоге поступила и получила специальность художника-графика. С этого времени началась новая жизнь, наполненная иными смыслами. Начало обучения совпало со сменой мировоззрения, а первые работы с первой молитвой. Случилось это во взрослом возрасте, но и сейчас моё отношение к тому, что я делаю, осталось тем же.
А почему предпочли именно графику?
- Учиться я хотела на живописца, про графику знала мало. Графики для меня были загадочные ребята, которые сидели до самой ночи в мастерской, и все время что-то "химичили" с металлом. Я не понимала тогда, что происходит, но мне понравилось отношение студентов к работе. Живописцы после занятий спешили домой, а в графической мастерской до ночи кипела целая жизнь! Я часто оставалась с ребятами и наблюдала, как старшие курсы травят офорт, грунтуют пластины, что-то бесконечно коптят, а потом радостно кричат про какие-то пузырьки. Сейчас я понимаю их восторг: пузырьки появляются при травлении металла в азотной кислоте, если процесс идет хорошо.
Получается, живопись отошла на второй план?
- Я все взвесила и выбрала графику, о чем не пожалела. Живопись не бросила, но да, она отошла на второй план. Сейчас пишу маслом на пленэрах, просто в свое удовольствие, и получившиеся этюды воспринимаю как вспомогательные наработки для дальнейшего творчества, не более. Графику полюбила еще со студенчества, особенно офорт — технику, в которой я работаю сейчас. Каждый этап работы в этой сложной и трудоемкой технике прекрасен: от шлифовки пластины до печати оттиска.
Есть ли работа, которой Вы особенно гордитесь?
- Есть значимая работа — "Путь", центральный лист серии "На белом". Но я не могу сказать, что я горжусь ей, как и какой-либо другой из своих работ. Я все время живу с ощущением, что можно работать намного лучше, не знаю пройдет ли оно когда-нибудь, или останется со мной навсегда…
“Путь”, серия “На белом”
Что для Вас значит искусство?
- Это способ познания мира. Мне нравятся мысли Мартина Хайдеггера об этом.
Искусство - это окно в "мир", ведь за написанными Ван Гогом ботинками скрывается целый мир крестьянки. В этих ботинках мы видим тяжелый труд, зной и ветер, натруженные руки, переживания о неурожайном годе, золотистое солнце на закате и подсвеченное поле… Нам открывается глубинная суть вещей! Вот к этой сути и должен стремиться художник. Эксперименты с техникой исполнения могут быть, но они не конечная цель. На мой взгляд, искусство ради эксперимента, лишенное высшей идеи — просто формализм, в лучшем случае. В худшем — сомнительные "игрульки" со зрителем, не имеющие культурной и художественной ценности.
Как лучше всего развивать свою карьеру художнику? Существуют ли выгодные направления в этой сфере?
- Монументально-декоративное искусство, на мой взгляд, пока еще “выгодно”. А вообще, сложно сказать, все зависит от человека, насколько он "пробивной". Можно жить неплохо и живописцу, и графику, а можно быть "голодным художником". Я думаю, что трудолюбивый целеустремленный человек будет при деньгах, а ленивый всегда найдет оправдания из серии "никому я не нужен". В целом, художник — не самая выгодная профессия с точки зрения карьеры. После окончания художественного вуза, заказчики и желающие предложить работу сами в очередь не выстроятся, нужно приложить усилия, чтобы тебя заметили. Можно уйти в преподавание, но это тоже не даст гарантий успеха.
Как думаете, в чем заключается источник счастья для художника?
- Творческие люди всегда ищут свой путь и не могут быть абсолютно счастливы. Это бывает моментами. Не знаю как у других, мне огромную радость доставляет посещение храма, интересные поездки, в том числе по святым местам, созерцание природы.
В целом, жизнь художника хорошо отражена в этом высказывании: "Работаю, как всегда, много, иногда хорошо, иногда очень плохо, но больше плохо, чем хорошо, а это приносит постоянное, почти душевное страдание, трепетное ожидание результатов работы, потом чувство обиды и досады. Почему-то всегда думаешь лучше, чем пишешь. Но надежда всегда спасает, всегда убежден, что следующая работа будет именно то самое, что хочу написать..." (крестьянский художник Степан Колесников, из письма Репину).
Сообщество студентов ТУТ - Высшей Школы Искусств
Нас почти
30 000
#открытые лекции
#обсуждения
#образование
#новости искусства
Запишитесь на бесплатную консультацию
Наши преподаватели помогут вам сориентироваться и подобрать программы, которые идеально подойдут для решения ваших профессиональных и творческих задач.
Планируете поступать? Мы поможем подготовиться к вступительным экзаменам