Анка Лтф, преподавательница программы Композиция, написала FAQ о своей программе Композиция. Занятия по этому предмету проходят дистанционно, по воскресеньям с 18:00 до 20:30. Чтобы записаться на занятия, напишите нам на почту или в любых соцсетях — вся информация, а также телефоны есть в контактах.
Итак, самые частые вопросы по курсу композиции: 1. С каким уровнем подготовки и рисовального мастерства можно заниматься? С любым. Курс построен так, что он требует минимум рисовального мастерства и максимально сосредоточен на решении «композиторских» задач. Поэтому мы начинаем с простой геометрии и супрематизма. Поэтому уделяется много внимания плоскостной композиции – именно потому что она требует меньше рисовального опыта, знания перспективы, светотени и тд. Поэтому даже если вы совсем с нуля, вы будете справляться, не волнуйтесь. Опыт решения художественных задач (и удачный и неудачный) поможет вам несколько быстрее ориентироваться в происходящем, но если его нет – не страшно, наберем. Некоторые базовые графические приемы и техники освоим тоже, но это не основное назначение курса.
2. Будут ли задания «как на экзаменах»? Нет, во всяком случае — не все. Будут схожие, подводящие и подготавливающие вас к экзаменационным. Почему? Потому что экзаменаторы обычно хотят максимально полно понять ваш уровень и экзаменационное задание включает большое количество композиционных задач одновременно. А для обучения полезнее в одном задании работать над одной точно поставленной задачей и осваивать один элемент композиции. Поэтому учебные задания более узко направлены. Тем не менее по мере обучения мы будем увеличивать количество задач в одной работе и приближаться к уровню сложности экзаменационных работ.
3. А я занимаюсь реалистической композицией, зачем мне ваши кружочки и абстракции? Геометрическая структура композиции устроена очень схожим образом в абстрактной, декоративной и объемно-пространственной живописи и графике, и закономерности композиции во многом универсальны. И именно эта структура во многом определяет эмоциональное состояние и восприятие работы. Большая пластика и большие связи очень важны в академической композиции, наша задача – докопаться именно до этого «фундамента» и научиться с ним обращаться. Переучиваться не придется, скорее вы получите в руки новые инструменты и приемы работы. Кроме того, большая часть заданий посвящена не абстракции, с нее они только начинаются.
4. Как проходит обучение? В начале, примерно первые три-четыре занятия будетдовольно много теории, чтобы ввести в курс основных понятий. Дальше будет примерно две трети занятий практических. Тем не менее придется осваивать полученные знания и самостоятельно, и принимать творческие решения, поэтому домашние задания тоже будут.
5. Чем и на чем рисуем? На обычном ватмане, как на рисунке. Но нам вполне подойдет бумага формата А4, максимум А3. Краски лучше водные, гуашь или темпера. Примерно до марта-апреля хватит черной и белой, где-то с апреля – цветная. Кисти лучше разные, тонкие круглые и побольше плоские. Кроме того, лучше завести бумагу для черновиков и брифов – подойдет обычная офисная, и черный и средне-серый маркеры. Еще нужна черная и серая бумага (тоже среднего тона, который примерно одинаково отличается и от черного, и от белого), ножницы и клей, в идеале – момент-кристалл, он быстро приклеивает, не пачкает и не коробит бумагу. Иногда может понадобиться мягкий материал, тоже черный и серый (уголь, соус, черный карандаш), мастихины, спонжи и другое, но это позже и нечасто.
6. Есть ли рекомендованная литература по курсу? С литературой по предмету тяжело. В свое время я начала заниматься разработкой и преподаванием курса именно потому что поняла, насколько поверхностно и узко чаще всего преподается композиция и насколько по ней мало литературы. Есть книги, из которых можно почерпнуть что-то полезное, но такого учебника, чтобы сесть и разобраться самому от начала до конца, я так и не нашла до сих пор. Из полезного можно рекомендовать книги Иттена – «Искусство формы» и «Искусство цвета», с некоторой поправкой на мистицизм того времени, работы Кандинского. Из более современного мне понравилось пособие О. Чернышева «Формальная композиция» (Минская академия искусств) – довольно глубокий подход, хотя для совсем начинающих, наверное, трудновато изложено. Еще мне понравилась книга Молли Бэнг «Как работают иллюстрации», там в очень простой, практически детской форме показано, как в динамике работают некоторые важные вещи в композиции. Если я когда-нибудь сяду писать учебник по композиции, он, наверное, будет вот такой – примитивно-наглядный.